Фиалки волн и гиацинты пены
Третья карта колоды имеет много общего с Магом классических таро, и это неслучайно. Совпадают поза (с Магом Висконти) и атрибутика. Стол, на котором у Мага лежат символы четырех мастей младших арканов, у Ремесленника занят инструментами, похожими на ювелирные. Однако сходство не только внешнее: ремесленники в Средние века жили замкнутыми сообществами, и невхожие в Цеха люди читали их не чуждыми колдовству. Изначально, еще с дописьменной эпохи, в Европе близкими к нечистой силе считали кузнецов. На Балканах вплоть до последнего времени в умении накладывать "чары засухи" подозревали черепичников: их работа требовала ясной сухой погоды, поэтому, когда долго не было дождя, крестьяне знали, кого винить. Наконец, масоны — самые известные цеховые маги, самый раскрученный орден из всех тайных орденов.
Подмастерье
Несмотря на то, что мастер сам ее очень молод, у него за плечами стоит подросток и наблюдает. Ремесленник больше других карт таро Мантеньи ассоциируется со связью времен, поколений, преемственностью. В его образе читаются и символы наставничества, учительства, которые в классическом таро ассоциируются с Иерофантом. Это заодно и отношения в паре, любовной или дружеской, где один старше и опытнее. Подмастерье стоит за левым плечом мастера. За левое плечо обычно помещают духа-искусителя, поэтому Ремесленнику, или старшему в паре, несмотря на свои знания и опыт, стоит опасаться своего младшего товарища.
Интерьер
Достаточно подробно для таро Мантеньи на этой карте выписан фон. Мы видим печь (скорее не печь, а прообраз промышленного горна), которая подойдет для обжига эмали, плавления драгоценных металлов. Над печью — зарешеченное окно. Это многозначные образы. В первую очередь они напоминают о двух высших стихиях — огне и воздухе. Огонь также говорит о вдохновении, окно — о свободе. Правда, эта свобода еще не заслужена, она ограничена решеткой: свобода и могущество достигаются после упорного труда.
Грустное лицо мастера
Выражение лица Ремесленника поражает. Кажется, он готов расплакаться над своей работой. Если труд и доставляет ему радость, то явно не ее одну. Во время работы порой появляется желание все бросить, отказаться, отступить перед трудностями. Ката запечатлела этот момент. Однако мастер прилежен. Его тонкие капризные губы плотно сомкнуты — он может показать, но не рассказать. Вероятно, в речах он совсем не так искусен, или все ж призван хранить свои цеховые тайны. Его молчание — также и способ избавляться от тех учеников, которые недостаточно любопытны или недостаточно способны, чтобы постичь ремесло без лишних объяснений. Вспоминаются стихи Николая Гумилева:
Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,
Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал всё новых откровений.
Как можно видеть, отличий от Мага — множество, но и о связи этих образов не стоит забывать. Тяга к внешнему эффекту, которую приписывают Магу, можно перенести и на ремесленника, ведь он создает в первую очередь грубые вещественно-материальные ценности. Мага классического таро уличают в излишней самоуверенности: и о Ремесленниках есть немало легенд, в которых их обводят вокруг пальца, пользуюсь самоуверенностью, а затем бесплатно пользуются плодами их труда. Маг, как считается, умеет обращаться с деньгами, и это качество также вполне можно перенести на Ремесленника. Также Магу приписывают формулу: "Знать, желать, сметь, молчать". Это лозунг и Ремесленника тоже.
Посмотреть на Ремесленника вблизи
Подмастерье
Несмотря на то, что мастер сам ее очень молод, у него за плечами стоит подросток и наблюдает. Ремесленник больше других карт таро Мантеньи ассоциируется со связью времен, поколений, преемственностью. В его образе читаются и символы наставничества, учительства, которые в классическом таро ассоциируются с Иерофантом. Это заодно и отношения в паре, любовной или дружеской, где один старше и опытнее. Подмастерье стоит за левым плечом мастера. За левое плечо обычно помещают духа-искусителя, поэтому Ремесленнику, или старшему в паре, несмотря на свои знания и опыт, стоит опасаться своего младшего товарища.
Интерьер
Достаточно подробно для таро Мантеньи на этой карте выписан фон. Мы видим печь (скорее не печь, а прообраз промышленного горна), которая подойдет для обжига эмали, плавления драгоценных металлов. Над печью — зарешеченное окно. Это многозначные образы. В первую очередь они напоминают о двух высших стихиях — огне и воздухе. Огонь также говорит о вдохновении, окно — о свободе. Правда, эта свобода еще не заслужена, она ограничена решеткой: свобода и могущество достигаются после упорного труда.
Грустное лицо мастера
Выражение лица Ремесленника поражает. Кажется, он готов расплакаться над своей работой. Если труд и доставляет ему радость, то явно не ее одну. Во время работы порой появляется желание все бросить, отказаться, отступить перед трудностями. Ката запечатлела этот момент. Однако мастер прилежен. Его тонкие капризные губы плотно сомкнуты — он может показать, но не рассказать. Вероятно, в речах он совсем не так искусен, или все ж призван хранить свои цеховые тайны. Его молчание — также и способ избавляться от тех учеников, которые недостаточно любопытны или недостаточно способны, чтобы постичь ремесло без лишних объяснений. Вспоминаются стихи Николая Гумилева:
Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,
Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал всё новых откровений.
Как можно видеть, отличий от Мага — множество, но и о связи этих образов не стоит забывать. Тяга к внешнему эффекту, которую приписывают Магу, можно перенести и на ремесленника, ведь он создает в первую очередь грубые вещественно-материальные ценности. Мага классического таро уличают в излишней самоуверенности: и о Ремесленниках есть немало легенд, в которых их обводят вокруг пальца, пользуюсь самоуверенностью, а затем бесплатно пользуются плодами их труда. Маг, как считается, умеет обращаться с деньгами, и это качество также вполне можно перенести на Ремесленника. Также Магу приписывают формулу: "Знать, желать, сметь, молчать". Это лозунг и Ремесленника тоже.
Посмотреть на Ремесленника вблизи