Фиалки волн и гиацинты пены
Таро Мантеньи, которое современному гадателю известно более всего в "Серебряном" издании Lo Scarabeo, имеет немало поклонников, но доступных широкому русскоязычному читателю толкований у него нет. Опираясь на зарубежные источники и иcторические свидетельства, я надеюсь восполнить этот пробел.
Колода представляет собой иерархию, где на низшей ступени находится карта №1 — Бедняк, а на высшей — №50, Первопричина или Божественный Свет. Таким образом, если бы колодой Мантеньи кто-нибудь захотел сыграть в известную и очень простую игру, именуемую в народе "пьяница", это было бы очень легко сделать: всякая карта с большим номером побивала бы карту с меньшим номером. Современная традиция чаще рассматривает 21 аркан классического таро как жизненный путь Героя, Дурака, явленного нулевой картой; хронологическую последовательность событий, а не иерархию. Однако известно, что в карточной игре, которая называется Французское таро, карты, известные нам как старшие арканы, исполняют роль козырей, ранжированных от младшего (Маг, которого в этой традиции называют "Малый", "Малой", "Мелкий") к старшему (Мир). Иерархия — первый ключ к таро Мантеньи.
Второй ключ — символика Ренессанса и, шире — всего европейского христианства. О ней я буду говорить подробнее, когда расскажу о каждой карте, пока же прибавлю пару слов о первой и пятидесятой картах.
Бедняк Мантеньи не похож на Дурака классических колод, особенно — Уэйта-Смитт. Он стар, немощен, пассивен. И все же эта воплощенная безысходность превратилась в того Дурака, которого мы знаем и любим: молодого беспечного путешественника, в руках которого все возможности. Предполагаю, что разгадка — в азартной игре, которой служили колоды прежде. Особую роль играют "концы" — первая и последняя карты колоды, причем у первой возможностей больше. Это логично: для того, чтобы игровая система была сбалансированной, она должна замыкаться в логическое кольцо. как фигуры игры "камень, ножницы, бумага". Кроме того, для христианской мысли бедняк и бог — фигуры как бесконечно далекие друг от друга, так и таинственно близкие: ведь и Христос был нищим.
В следующий раз я расскажу о Бедняке так много, как это возможно.
Колода представляет собой иерархию, где на низшей ступени находится карта №1 — Бедняк, а на высшей — №50, Первопричина или Божественный Свет. Таким образом, если бы колодой Мантеньи кто-нибудь захотел сыграть в известную и очень простую игру, именуемую в народе "пьяница", это было бы очень легко сделать: всякая карта с большим номером побивала бы карту с меньшим номером. Современная традиция чаще рассматривает 21 аркан классического таро как жизненный путь Героя, Дурака, явленного нулевой картой; хронологическую последовательность событий, а не иерархию. Однако известно, что в карточной игре, которая называется Французское таро, карты, известные нам как старшие арканы, исполняют роль козырей, ранжированных от младшего (Маг, которого в этой традиции называют "Малый", "Малой", "Мелкий") к старшему (Мир). Иерархия — первый ключ к таро Мантеньи.
Второй ключ — символика Ренессанса и, шире — всего европейского христианства. О ней я буду говорить подробнее, когда расскажу о каждой карте, пока же прибавлю пару слов о первой и пятидесятой картах.
Бедняк Мантеньи не похож на Дурака классических колод, особенно — Уэйта-Смитт. Он стар, немощен, пассивен. И все же эта воплощенная безысходность превратилась в того Дурака, которого мы знаем и любим: молодого беспечного путешественника, в руках которого все возможности. Предполагаю, что разгадка — в азартной игре, которой служили колоды прежде. Особую роль играют "концы" — первая и последняя карты колоды, причем у первой возможностей больше. Это логично: для того, чтобы игровая система была сбалансированной, она должна замыкаться в логическое кольцо. как фигуры игры "камень, ножницы, бумага". Кроме того, для христианской мысли бедняк и бог — фигуры как бесконечно далекие друг от друга, так и таинственно близкие: ведь и Христос был нищим.
В следующий раз я расскажу о Бедняке так много, как это возможно.